Ой бля 🤦🏻♂️
Я не устану говорить о том, что маркетинг - это прежде всего работа мозгами, а не топорное использование инструментов.
Для понимания - что такое JTBD (Jobs To Be Done - работа, которая должна быть выполнена):
Это такой подход, где любой товар или услуга воспринимается как нечто, решающее какую-либо задачу потребителя. Условно покупатель «нанимает» ваш товар или услугу, для того, чтобы он выполнил «работу». То есть решил задачу.
Так вот, определение «болей» клиента - решает ту же самую задачу, и адекватные люди ориентировались на это еще тогда, когда ты не считал нужным куда-то идти, чтобы справить нужду и решительно делал все в тот же самый момент.
Давайте расставим точки над i.
Когда мы говорим о портрете клиента, следует учитывать множество факторов. И территориальных и временных и психологических и физиологических и прочих. И «портретом» является нечто с определенным набором особенностей, позволяющих отличать его от остальных.
Когда мы говорим о «методе персон» и видим что-то типа: «Знакомьтесь это Петя. Петя является менеджером в крупной телекоммуникационной компании. Петя женат и у него двое детей, три кредита и рыжий кот…» - это делается для того, чтобы создать эмпатию. Вжиться в роль Пети почувствовать то, что чувствует Петя, посмотреть на мир его глазами, чтобы лучше понимать.
Но когда у твоего сервиса миллиард пользователей, сколько таких «Петь» ты должен нарисовать? Проститутка из Мичигана выкладывает фотку в инст, по тем же причинам, что и подросток из Таганрога. Конечно, в данном случае мотивы куда более целесообразно использовать.
Когда мы говорим о Jobs To Be Done, то мы говорим об обстоятельствах (контексте) в котором потребитель каким-то образом хочет решить стоящую перед ним задачу. В этом определенно есть польза. К примеру JTBD позволит понять, что конкурентом может быть кто угодно. Что Скайп может конкурировать с Авиалиниями, потому как в определенном контексте нацелены на решение одной и той же задачи - провести деловую встречу.
Однако, Nokia отлично решала задачи и проблемы своих клиентов. И где она? А на какие особенности или контекст или задачи ориентировался Apple, когда решил убрать кнопки у телефона?
Нет универсальных инструментов. Есть мечты, смелость, интеллект, показатели, цифры, боли, инструменты…
Вариантов так много, как жизнедеятельности в несвежем сыре, в жаркий день. Комбинируй, блть!